Ученые доказали, что причиной вспышки сибирской язвы на Ямале стала аномальная жара

Фильтры

Регион

Новости

Из-за высокой температуры воздуха активизировались старые почвенные очаги инфекции

Причиной вспышки сибирской язвы на Ямале стала активация старых могильников из-за высокой температуры, при этом споры болезни, вопреки бытовавшим мнениям, сохраняются в земле. Об этом говорится в исследовании, проведенном коллективом ученых из Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии.

"Установлено, что причиной, способствующей возникновению сибирской язвы, явилась активизация старых почвенных очагов вследствие аномально высокой температуры воздуха и оттаивания почвы на глубину, превышающую обычный показатель. Массовая гибель животных обусловлена трансмиссивным путем передачи возбудителя кровососущими насекомыми", - говорится в исследовании.

Коллектив ученых под руководством доктора биологических наук Юрия Селянинова установил, что после активизации инфекции в старых очагах ее распространению способствовали кровососущие насекомые. Кроме того, олени могли заражаться во время кормежки - от загрязненной растительности или воды.

Тем не менее на протяжении 75 лет, до 2007 года, на полуострове не были зафиксированы вспышки сибирской язвы, что связывали не только с вакцинацией от этой инфекции, но и с самосанацией, то есть самоочищением почвы из-за постепенного отмирания спор болезни. Долгое время считалось, что почвенно-климатические условия севера и циклическое замораживание и оттаивание верхних слоев почвы крайне неблагоприятны для жизнедеятельности спор сибирской язвы.

"Опыт ЯНАО свидетельствует о несостоятельности ранее выдвинутой гипотезы о самосанации тундровых моровых полей и угрожаемых по сибирской язве территорий. По-видимому, климато-географические характеристики региона (тип почвы, вечная мерзлота, температура) способствуют самочищению поверхностных горизонтов почвы и консервации спор сибиреязвенного микроба в ее глубоких слоях", - отмечается в исследовании.

В регионе обнаружены почти 60 потенциально опасных "захоронений" инфекции

Ученые также обнаружили в ЯНАО почти 60 потенциально опасных "захоронений" животных, погибших от сибирской язвы. Изучением занимались сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии, сообщили в Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО).

"В настоящее время в шести районах ЯНАО зарегистрировано 59 мест старых "захоронений" животных, погибших от сибирской язвы, то есть моровых полей. В том числе 10 таких мест находится в Ямальском районе, где вэтом году зафиксирована вспышка болезни", - сказали там.

Ученые также отмечают, что практически вся территория Ямальского района ЯНАО, где проходит выпас оленей, является потенциально опасной по сибирской язве. Последний раз вспышка сибирской язвы в популяции северного оленя произошла 75 лет назад.

В Ямальском районе ЯНАО 25 июля был введен карантин из- за сибирской язвы. Погибло более 2,5 тыс. оленей. Диагноз сибирской язвы подтвердился у 24 жителей ямальской тундры, употреблявших в пищу необработанное мясо оленей. 1 августа скончался 12-летний подросток от кишечной формы болезни.

Источник: tass.ru